Процессе отбывания наказания

Лишение свободы и помещение в исправительное учреждение (ИУ)– это всегда крах жизненных планов человека и резкая смена его образа жизни. Возникающие в связи с этим негативные психические состояния и поведенческие проявления, которые в литературе часто называют “тюремным синдромом”, протекают на фоне необходимости адаптации осужденных к условиям конкретного пенитенциарного уч­реждения. Обследования осужденных свидетельствуют, что наиболее острые негативные психические состояния осужденные испытывают в фазе первоначальной адаптации к условиям отбывания наказания (первые 3-5 месяцев). Так, для впервые лишившихся свободы типичны состояния фрустрации, депрессии, тоски. Внешне это может прояв­ляться в апатии, отрешенности или в повышенной раздражительности по мелочам, агрессивности в отношении к окружающим (в том числе к сотрудникам учреждения) или к самому себе. Подобные проявления обус­ловлены как ломкой сложившихся стереотипов, так и затруднениями в общей ориентировке и утверждении в среде осужденных. При этом в зависимости от уровня криминализации личности, источников инфор­мации и субъектов “адаптационной поддержки” осужденные могут изб­рать различные тактики вхождения в коллектив ИУ:

1) тактику поддержки актива и администрации;

2) тактику борьбы за лидерство и самоутверждение на негатив­ной основе;

3) тактику выжидания;

4) тактику четкого нейтралитета;

5) тактику поиска покровителей;

6) тактику полной неадаптированности и самоагрессии.

Учитывая возможность проявления осужденными указанных тактик, сотрудники исправительных учреждений и должны строить инди­видуальную работу с ними. При этом внимательное отслеживание нап­равленности внешней активности и характера переживаний осужден­ных, может позволить, во-первых, профилактировать возможные меж­личностные или личностно-групповые конфликты, во-вторых, предотв­ратить суицидальные попытки, в-третьих, оказывать поддержку в приспособлении к конкретным условиям, средствам исправления и си­туациям отбывания наказания.

Примерно через 5-6 месяцев пребывания в исправительном уч­реждении (причем, в зависимости от меры преодоления внутрилич­ностных конфликтов и освоения требований внешней среды) для осуж­денных типичным является выход на вторую фазу адаптации - “ниве­лировки”. Ее особенностью является то, что личностные реакции многих осужденных на факт социальной изоляции и воздействия внеш­ней среды нивелируются и они все больше в типовых ситуациях как бы становятся похожими по внешним проявлениям (походка, позы, жесты, жаргон в речи, обращение к персоналу и т.д.) на других осужденных. Это свидетельствует о том, что происходит усвоение стереотипов “зоновского ролевого поведения”. Но наряду с этой тенденцией наблюдаются попытки проявления интереса и индивидуаль­ных особенностей на производстве, во время досуга, в построении отношений с “близкими по линии судьбы” осужденными (“земляками”, “сверстниками” и т.п.).



Третья фаза - “завершение адаптации”, наступающая обычно к концу первого года отбывания наказания, характеризуется тем, что осужденные начинают ставить перед собой конкретные цели и стре­мятся их реализовывать в условиях учреждения, а также жить не только прошлым и настоящим, но и надеждой на будущее. На данной фазе главная задача сотрудников ИУ состоит в том, чтобы в жизненных планах осужденного нашло отражение не только стремление любыми путями отбыть наказание, но и выработалось желание пози­тивно изменить себя, преодолеть асоциальные стереотипы (преступ­ный образ мыслей, негативизм к людям и социальным институтам, аморальные привычки и пр.). Кроме индивидуальной воспитательной работы с осужденными сотрудники исправительных учреждений (воспи­татели, начальники отрядов и др.) должны воздействовать на него и через позитивные социально-психологические явления (ритуалы, тра­диции, обычаи и т.д.), имеющие место в первичных общностях и кол­лективе учреждения.

Успешность исправительных воздействий на осужденного во мно­гом предопределяется психологической компетентностью сотрудников в вопросах стратификации (расслоения, поляризации) среды осужден­ных и наличием умений выявлять и учитывать их индивидуально-лич­ностные особенности в построении взаимоотношений и в воспитатель­ной работе. Научные исследования и практика отечественных испра­вительных учреждений свидетельствует, что в них расслоение осуж­денных на определенные статусно-групповые категории происходит, прежде всего, в зависимости от ориентации на групповые нормы - определенные правила, стандарты поведения, которые приняты в оп­ределенных группах и которым должно подчиняться поведение ее чле­нов.



Если поведение осужденного, в первую очередь, регулируется нравственными и правовыми ценностями, ориентацией на соблюдение правил внутреннего распорядка, стремлением позитивно изменить се­бя, преодолеть преступные стереотипы и оказывать помощь админист­рации учреждения в противодействии насаждению в зоне воровских традиций. то данных осужденных относят к группе актива колонии. Эта группа осужденных состоит из лиц, твердо вставших на путь исправления, активно участвующих в трудовом процессе и обществен­ной деятельности, в организации самоуправления осужденных.

Однако сотрудники колоний встречаются и с фактами, когда в актив стремятся попасть осужденные, которые внутренне не раскаяв­шись в совершенном преступлении и не имея установки на ведение правопослушного образа жизни после освобождения, в то же время в силу корыстных интересов (возможности использования предоставляе­мых законом льгот и условно-досрочного освобождения) демонстриру­ют псевдоподдержку требований администрации. Поэтому умение изоб­личить подобных типов людей с двойной моралью и убедить их в па­губности последнего есть свидетельство профессионально-педагоги­ческого мастерства сотрудников пенитенциарных учреждений.

Ко второй группе осужденных (причем, наиболее многочислен­ной) – “нейтралам” (или “пассиву”) – относят тех, кто, с одной стороны, внешне солидарен с официальными нормами и выполняет тре­бования администрации (не нарушает режим, хорошо трудится и т.д.), а с другой – открыто не осуждает поведение нарушителей ре­жима, уклоняется от прямой поддержки инициатив администрации и актива, т.к. считаются со многими неофициальными нормами, сущест­вующими в среде осужденных. Подобная двойственность в стратегии их поведения, когда поступки прежде всего зависят от создавшейся ситуации, требуют значительных воспитательных усилий со стороны сотрудников исправительных учреждений. Ведь в зависимости от то­го, на чью сторону удастся соориентировать “нейтралов”, во многом и будет зависеть динамика развития оперативной обстановки в уч­реждении.

К третьей группе осужденных - “отрицаловке” (“блатарям”) - относятся те лица, для которых основным регулятором поведения выступают нормы, сформулированные в “воровском законе”:

оппозиция, а порой и открытое противодействие администра­ции учреждения;

уклонение от участия в общественно-полезном труде либо ра­бота без усердия;

стремление доминировать над другими осужденными и жить за их счет;

материальная и физическая поддержка нарушителей режима (в том числе “подогрев” находящихся в ШИЗО и ПКТ);

категорическое неучастие в работе самодеятельных организаций и пренебрежительное отношение к ним, борьба с активом за сферы вли­яния и т.д.

В последние годы наблюдается тенденция увеличения численнос­ти данной категории осужденных. Это привело к повышению их агрес­сивности, моральному и физическому давлению по отношению ко всем осужденным, которые не придерживаются “воровского закона”, усиле­нию неповиновения администрации, организации побегов, захватов заложников, массовых беспорядков.

Четвертая группа осужденных - “пренебрегаемые”. Это лица, чье поведение противоречит как официальным (нравственно-право­вым), так и неофициальным (“воровским”) нормам и обычаям.

Отнесение конкретных осужденных к определенным статусным ка­тегориям в зависимости от их отношения к определенным ценностным нормам - это лишь первичная ориентация и прогнозирование возмож­ного направления их поведения. Полноценное осуществление индиви­дуального подхода к исправлению и перевоспитанию осужденных осно­вано на знании индивидуальных особенностей их личности.


prochitajte-dialog-perevedite-ego-obrashaya-vnimanie-na-uslovnie-predlozheniya-vtorogo-tipa.html
prochitajte-i-kratko-zakonspektirujte-v-tetrad-material-dihanie.html
    PR.RU™