Процесс журналистского творчества. Разработка концепции произведения.

Тв-во как феномен проинизывает все виды и формы чел.деят-ти.Это слож.псих.процесс,куда включены все сферы личности,все уровни психики(созн.,подсоз.,надсоз.) Суть его-накопление и переработка сведений с целью форм-ия нов.продукта. Жур.тв-во-особый род:каждый случая его ориент-ан на созд.объективно нов.произв.,к-рое должно удовл.общест.потреб. Виды(любит.,профес.) Ступени(обученность,умелость,мастерство).Особ-ти:от замысла к воплощению-долгий путь.Концепция-опред.способ понимания,трактовки к-л явления,осн.т.зр.,руководящая идея для их освещения;вед.-ий замысел.Ф фазы творч.процесса, - от интуитивного проблеска идеи, сначала в виде гипотезы, до ее окончательного оформления, от сбора журналистской информации до объективации ее в знаковый информационный продукт

В наше время — время компьютеров и Интернет — получать информацию человеку помогают многочисленные технические средства. Компьютер осуществляет многие операции, экономящие время, — сбор информации, ее хранение, обработку, распечатку и т.п. Но остается то, что не может заменить ни одна суперсовременная машина, — формулирование мысли, творческое создание текста. Только человек способен мыслить нешаблонно, индивидуально и выражать свои мысли словами. Журналист — профессия творческая, требующая точности выражения мысли, яркости ее выражения, единства мысли и слова. Это основное требование к публичной речи определилось еще в античной риторике.

Авторами античных риторик был разработан особый механизм, облекающий мысли в слова, подробный и тщательно продуманный путь перевода внутренней речи во внешнюю. Такой механизм получил название риторического канона.

Риторический канон — модель речевых действий, обеспечивающая эффективное решение автором целей, которые он ставит, определяя и раскрывая тему. Это проверенная веками схема построения речевого произведения, лежащая в основе создания любого текста (устного или письменного). Знание этой модели необходимо журналисту, поскольку позволяет оперативно и эффективно решать задачи построения текста.

Античный риторический канон, с большим или меньшим объемом модификаций сохраненный на огромном пространстве истории, дает пятичастное деление схемы риторических действий.

Терминологическое обозначение понятий сложилось в античности таким образом:

1. Инвенция - буквально «изобрести, что сказать» или «поиск аргумента». В отечественных риториках — нахождение (изобретение).



2. Диспозиция — букв, «расположить сказанное» или «порядок аргумента». Расположение.

3. Элокуция — букв, «украсить словами» или «словесная аргументация». Украшение, выражение.

4. Мемория — «запоминание».

5. «Произнесение», «инсценировка речи».

Каждый из этапов — это определенное действие, помогающее лучше, точнее, эффективнее выразить мысль.

Проверенный веками риторический канон включает в себя систему последовательных действий по подбору материала, расположению его, облечению мысли в слова. Уникальность его состоит в том, что выполнение последовательного ряда операций ведет к созданию текста в определенном жанре.

Возникший для подготовки устного ораторского выступления риторический канон легко переложим на письменный текст, так как требования, предъявляемые к устному и письменному тексту, едины. Разной является лишь форма изложения.

Логично вернуться к истокам, к тому, что было создано и эффективно функционировало на протяжении огромного количества времени. Риторическая модель построения текста помогает в творчестве, способствует тому, что текст соответствует стилю той сферы деятельности, в которой этот текст создается, позволяет найти отклик аудитории, которая будет воспринимать речевое произведение. Естественно, что для журналиста, постоянно работающего со словом, освоить механизм создания текста с опорой на традиции классической риторики — и означает овладеть традиционной и проверенной схемой создания текста.

Так что же представляет собой каждый из этапов? Чтобы выявить основное содержание каждого из них, рассмотрим последовательно три первых этапа риторического канона — те действия, которые непосредственно связаны с созданием текста любого жанра.

1. ИНВЕНЦИЯ: ЧТО СКАЗАТЬ?

Первоочередной задачей построения речи (текста) является подбор материала по выбранному вопросу. Причем подбирать материал автор может как уже проверенными, отработанными методами, так и ориентируясь на собственную творческую индивидуальность, индивидуальные приемы работы.



2.ДИСПОЗИЦИЯ: КАК РАСПОЛОЖИТЬ?

Здесь разрабатываются вопросы синтаксического развертывания и оформления найденного материала, что равноценно поиску ответа на вопрос «где сказать?». Античный риторический канон предлагал четыре важнейших части, определяющих линейную структуру текста: 1) введение, 2) рассказ или изложение, 3) повествование или способ убеждения, 4) заключение.

3.ЭЛОКУЦИЯ: ОБЛЕЧЕНИЕ МЫСЛЕЙ В СЛОВА.

Элокуция – очень важный этап построения речевого высказывания, текста, несущие в себе огромные и разнообразные возможности использования слов и их сочетаний. Здесь разрабатываются тактические вопросы использования лексического и синтаксического материала. Первая функция элокуции – отбор слов для выражения мыслей, вторая – использование тропов и фигур.

Тропы и фигуры – намеренное отклонение от обычной речи с целью привлечь внимание, замедлить чтение, задуматься, увидеть изображаемое многоплановым, глубже понять его смысл.

2.Политика царского самодержавия в области печати в первый период Великой русской революции (1905-1907).Но самым главным, существенным в начале XX в. для отечественной печати были события первой русской революции и царский Манифест от 17 октября 1905 г.

Этот Манифест, провозгласивший в самой общей форме политические свободы в России, предопределил развитие легальной многопартийной печати. Манифест даровал населению империи гражданские права «на началах неприкосновенности личности, свободы слова, совести, собраний и союзов». Была учреждена Государственная дума как первое законодательное учреждение в России.

24 ноября 1905 г. специальным указом декларировалось устранение административного вмешательства в дела прессы, восстанавливался порядок судебной ответственности за преступления в печати. На работников печати могли накладываться денежные штрафы, арест до трех месяцев, тюремное заключение от двух месяцев до полутора лет, ссылка на поселение. Оставались в практике Главного управления по делам печати МВД и полиции конфискация номеров, приостановка неугодных изданий, закрытие типографий. 'Первоначально на волне революционного подъема пресса игнорировала этот указ, но уже с 1906 г. он начал действовать, и достаточно сурово.

Одновременно все чаще стали практиковаться субсидии изданиям правительственной, консервативной ориентации.

В 1905 г. откровенные сторонники монархии издают такие газеты, как «Московские ведомости», «Земщина», «Русское знамя», «Гроза» (партия под названием «Союз русского народа»); «Слово», «Голос Москвы» («Союз 17 октября», или партия октябристов). Партия конституционных демократов, кадеты (с 1906 г. партия «Народной свободы») издают газеты «Народная свобода», «Речь». «Товарищ», вечернюю газету «Дума», в Москве — «Народное дело», «Народный путь» и др.

Социал-демократы (большевики) организуют первую легальную газету «Новая жизнь», издают газету «Борьба» и др.; под руководством меньшевиков выходят «Начало» и «Московская газета».

Партия социал-революционеров (эсеры) сначала сосредоточилась в газете «Сын Отечества», а затем организовала новые печатные органы — «Голос», «Дело народа» и др.

Анархисты издавали газету «Анархия».

Были и другие, более мелкие партии, также издававшие свои газеты и журналы.

Правительство наладило в феврале 1906 г. печатание правительственной вечерней газеты «Русское государство». Однако газета просуществовала лишь до апреля 1906 г. Ее сменила газета «Россия», ставшая с лета 1906 г. правительственным официозом. Но следует подчеркнуть, что официальная пресса, как новые издания, так и старые («Правительственный вестник», «Сельский вестник»), не пользовалась популярностью. Издания октябристов (эту партию возглавляли крупные промышленники А. Гучков, братья Рябушинские) старались сплотить широкие слои населения вокруг самодержавия на базе Манифеста 17 октября. В них проводилась идея единения с конституционным монархом при народном представительстве (Дума). Гражданская свобода рассматривалась как условие, обеспечивающее свободу предпринимательства. Полное неприятие революционных взглядов дополняло содержание газет октябристов.

Консервативные, антиреволюционные (часто погромные) взгляды отстаивала печать «Союза русского народа» А. Дубровина и В. Пуришкевича.

Билет №44

1.Модель современной отечественной журналистики: виды изданий, типы учредительства, режимные и рыночные характеристики.

Система СМК Рос.предст.сегодня гигант.ндустрией новостей, анализа совр.общест.развития, развлечения и орг-ии досуга. Изд-ся 4,5т.газ, почти 1,5т.жур, более 800бюллетеней. В эфир выходят 300 ТВпрограмм, более 180радиопрограмм. Их обслуживают 300 ИА. Если мы вним.присмотр.к СМИ, то можем выд-ть около двух десятков оснований типологизации. Часть из них связ.с разделением чит.ауд.по таким критериям:- по возраст - газеты для детей, для молодежи, для пенсионеров; по пол.-му – жен.и муж.издания;- по соц.статусу - рабочая пресса, пресса для предприн, издания для безработных;- по образ.уовню - издания для Интел.элиты, общедоступ.изд, "желтая" пресса;- по индив.интересам – изд.для садоводов, любителей рукоделия, для автомобилистов;- по физич.хар-ам – изд. для инвалидов, для слепых;- по специализации - издания для врачей, для ученых;- по полит.ориентациям – демокр.,коммун. Др.часть оснований типологизации опир.на различия:- по издателю - гос, частные, коммерч;- по регион.признаку- центр, респ, гор;- по языку - нем, татар,морд;- по хар-ру материалов - инф, аналит, худ-публ;- по объему издания - 4полосные, 8полосные, 16полосные; - по оформлению – иллюстр. издания, черно-белые, цветные;- по периодичности - ежедн, еженед, ежемес;- по времени выхода - утр, дневные, вечер;- по способу выхода - печ, электр, телевиз;- по тиражу;- по цене - платные, беспл;- по виду издания - основной, допол, приложение.Скажем, ТВ и Р программымогут быть разделены по ареалу распр (всерос, регион, по сод.и жанрово-тематическим особ-ям (инф, спорт, муз), по форме собственности (гос, акционерные, частные).Профилированию телеканалов по ряду признаков: темат (новости, кино, образование), ауд(дет, молод), учредителю (презид, обществ, творч союзов), нац (респ, для нацгрупп нас), тер(заруб, межгос, вплоть до кабельного), временному (круглосут, вещающий в определенное время - утренний, ночной), источнику финансирования (бюдж, коммерч, арендный). Конечно, все эти признаки могут пересекаться: например, платный информационный круглосуточный канал.Совр.ТВвключ.в себя разновидности, к-ые доп-ют типологич. признаки. (антенное ,спутниковое, кабельное,цифровое кассетное или титровое.) Шир.возм-ти выбора у ауд.созд.конкуренцию в мире СМИ.


prochitaj-predlozheniya-postav-nomer-kartinki-kotorij-sootvetstvuet-predlozheniyu-prochitaj-predlozheniya-po-poryadku.html
prochitaj-stihotvorenie-v-demidova-i-sdelaj-k-nemu-illyustraciyu.html
    PR.RU™