Процесс обучения, его особенности, структура и функции.

Традиционно обучение характеризуется дидактами как специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучаемых, в результате которого обеспечивается усвоение учащимися определенной системы знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру. По своей структуре обучение есть единство деятельности обучающего (учителя) и учащегося (см. схему 8). Учитель и ученик являются субъектами учебного процесса.

Процесс обучения = Преподавание + Учение
Преподавание — управление учебной деятельностью учащихся, помощь им в усвоении знаний, формировании умений и навыков Учение — деятельность учащихся, направленная на усвоение системы знаний, способов мышления, приобретение умений и навыков

Деятельность ученика в процессе обучения обозначается в дидактике термином «учение», деятельность обучающего — термином «преподавание».

Наряду с общими движущими силами педагогического процесса (см. вопрос 11) к движущим силам обучения, например, относятся противоречия, характеризующие уровень подготовленности ученика к выполнению обязательных учебных заданий (образовательных стандартов). И.И. Прокопьев описал данную группу противоречий формулой: «надо — могу / не могу — хочу / не хочу». Иначе говоря, это противоречие между требованиями учебной программы и возможностями (желаниями, мотивами и т.п.) ученика. Движущими силами процесса обучения являются также чувства и эмоции (переживание успеха, радости, уверенности в своих силах, желание быть первым и т.п.), волевые усилия и проявления ученика (настойчивость, ответственность, чувство долга и др.).

Структурные компоненты процесса обучения: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, деятельностно-процессуальный, эмоцио-нально-волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.

Q Целевой — включает цели и задачи обучения.

Q Потребностно-мотивационный — характеризует учебно-познаватель-ные потребности и мотивы обучения.

Q Содержательный — определяет всю совокупность формируемых у субъектов процесса обучения знаний, умений, навыков, отношений, ценностных ориентаций.

Q Деятельностно-процессуальный — характеризует формы, методы, средства организации и осуществления педагогического взаимодействия, направленного на решение целей и задач процесса обучения и освоение его содержания.

Q Эмоционально-волевой — характеризует процесс обучения с точки зрения интеллектуальных эмоций и чувств, а также его волевой направленности.



Q Контрольно-регулировочный — включает регулирование учебно-познавательной деятельности учащихся и контроль за ее ходом.

Q Оценочно-результативный — проверка и оценка успеваемости, качества знаний учащихся, а также достигнутые результаты и степень эффективности процесса обучения.

Обучению как составной части целостного педагогического процесса свойственны собственно обучающая, воспитательная, развивающая функции (см. схему 9).

Процесс обучения — дидактический процесс и всегда носит консервативный характер.

В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

1. двусторонний характер;

2. совместная деятельность учителей и учащихся;

3. руководство со стороны учителя;

4. специальная планомерная организация и управление;

5. целостность и единство;

6. соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;

7. управление развитием и воспитанием учащихся.

Выделяют 2 элемента: преподавание и учение. Под обучением следует понимать целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Задачи:

1. стимулирование познавательной активности учащихся;

2. организация учебно-познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями, навыками;

3. развитие мышления, сообразительности, памяти, творческих способностей и дарований;

4. формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

5. выработка и совершенствование учебно-познавательных умений и навыков;

6. формирование умения самостоятельно углублять и пополнять свои знания (самообразование).



Структурные компоненты: целевой; потребностно-мотивационный; содержательный; операционно-деятельностный; эмоционально-волевой; контрольно-регулировочный; оценочно-результативный.

В процессе обучения решаются три группы взаимосвязанных целей

1) обучающие

2) развивающие

3) воспитательные


process-prinyatiya-upravlencheskih-reshenij-ego-osnovnie-etapi.html
process-prinyatiya-upravlencheskogo-resheniya.html
    PR.RU™